Арт-мастерская

Развитие  творческого потенциала учащихся на уроках музыки
   
Всесторонне и целостное развитие личности происходит только в том случае, если человек активен, деятелен. У детей, как правило, существует потребность в самореализации — как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих приобщиться к творчеству.
Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников.
С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.
Творческий потенциал существует в каждом ребенке и для его развития, обучение необходимо сделать проблемным, исследовательским, т.е. развивающим творческую активность учащихся (Эльконин, Давыдов).


ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК: УВИДЕТЬ, ПОНЯТЬ, ПОДДЕРЖАТЬ.
                   В душе каждого ребенка есть
невидимые струны. Если их
                                                                         тронуть умелой рукой, они                        
красиво зазвучат.
В. А. Сухомлинский
       «Нет  музыкального слуха», «фальшивит» - звучит как приговор. Но, оказывается, можно  с помощью достаточно несложных упражнений решить проблему отсутствия у ребенка музыкальных данных, игнорировать силу голоса и научить правильно петь. Так утверждает выдающийся вокально-хоровой педагог Д.Е.Огородников – создатель уникальной системы воспитания певца. «Петь, не фальшивя, могут все, от мала до велика», - утверждает педагог.
     Именно так считает  учитель музыкального искусства «Лицея № 1 «Лидер» города Макеевки Елена Эдуардовна Поцелуйко. На протяжении трех лет учитель успешно руководит музыкальной арт-мастерской, которая позволяет создать образовательно-культурное пространство для выявления, развития, поддержки одаренных детей, посредством погружения в классическое литературно-музыкальное наследие. Гостиная гостеприимно  приглашает всех учащихся, кто хочет узнать что-то новое и интересное, послушать любимую музыку и поэзию, приобщиться к высокому искусству.
    Приглашенным учителя музыкального искусства города Макеевки была представлена композиция по мотивам рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось». Учащиеся не только пели и читали стихи, они учились учиться, работать с интересом, постигая новое и более сложное. Выступление постепенно усложнялось, позволяя в дальнейшем самостоятельно справляться с предлагаемыми заданиями. По словам учителя у ребят уже накопился небольшой песенный репертуар. Поэтому, публичное выступление перед учителями стимулировало их на активную деятельность, доставляя им чувство самоудовлетворения.
     Работая в качестве актеров позволило учащимся прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации (Кончита – юная испанка, Николай Петрович Резанов – камергер Двора Его Императоского Величества, путешественник, писатель), а значит понять мотивы и цели их поступков. Печальная история любви закончилась более двух столетий назад, однако благодаря проникновенным стихам, положенным на музыку, будет жить вечно. Своим выступлением учащиеся показали, что настоящая любовь никогда не умирает.
    Использование  театрализованной деятельности способствует сохранению здоровья учащихся, является эффективным средством развития творческих способностей учащихся.
 


















Методист Л.А.Сербул

                   
Музыкальная терапия в школе.
       О благоприятном  влиянии музыки на человека известно с древних времен. Звуки исцеляют, возвышают, воодушевляют, успакаивают. С помощью музыки человек передает свои эмоции и настроение, чувства и ощущения. Именно в такую «АПТЕКУ» и пригласила нас Потапенко Майя Викторовна, учитель музыкального искусства МОУ «СШ  №57 города Макеевки». Она рассказала о благоприятном воздействии музыкальных произведений на организм учащихся. Учитель творчески подошла к планированию и проведению урока. Майя Викторовна рассказала о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий   можно сохранить  и укрепить здоровье детей (материалы к уроку прилагаются ).
    Потапенко М.В. является автором методических рекомендаций для учителей музыкального искусства «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыкального искусства». В  творческую группу вошли также: Грабовая Т.А. (МОУ «ОШ № 90»), Чудненко Ю.А. (МОУ «СШ № 18»), Савран Я.М. (МОУ «СШ № 59»), Неведомая Н.А. В материалах представлены арт-технологии из опыта работы, которые направлены на воспитание культуры здорового образа жизни учащихся. Вокалотерапия, театрализация, изотерапия – одни из видов арт-терапии на уроках музыкального искусства, которые способствуют сохранению здоровья щкольников, а также являются эффективным средством развития их творческих способностей (материалы ТГ прилагаются).

Методист Сербул Л.А.
                     
Арт-студия. Школа молодого учителя.
Подпись: Арюкова Ольга Владимировна
МОУ Лицей №2 «Престиж»,
учитель ИЗО,
специалист І категории


Тема занятия: «Современный урок изобразительного искусства: поиск, проблемы, находки».
Цель: повышение уровня информационной культуры и компетентности педагогов.
Задачи:
- привлечь внимание педагогов к современным тенденциям в образовательном процессе и необходимости обязательного планирования уроков;
- изучить варианты планов-конспектов урока в рамках предмета «изобразительное искусство».

Теоретическое  введение.

 Никто не ставит под сомнение тезис о том, что современное образование должно отвечать запросам общества и времени. В этих условиях особую социальную значимость приобретает развитие художественно-эстетического направления системы образования.
Образовательный процесс ориентирован не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на развитие ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к индивидуальности человека. Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей.
Воспринимая красоту искусства и действительности, он постигает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, строит свои взаимоотношения с людьми. В образовании это длительный процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, жить и творить «по законам красоты».
Задача школы - сохранять, обогащать и развивать художественный потенциал каждого ребенка. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
В период перехода на новые стандарты особенно актуальным становится вопрос о том, какие подходы, технологии, методы, учебно-методические комплекты соответствуют их требованиям, в том числе принципам системно-деятельностного подхода.
Специфика предмета «изобразительное искусство» заключается в том, учителю необходимо, прежде всего, реализовать развитие личностных качеств учащихся, которое основывается на образовательных компетенциях:
1.        когнитивных - чувственно-эмоциональное восприятие, умение ощущать и видеть окружающий мир, проявлять познавательную активность;
2.        креативных - ассоциативно-образное восприятие, проявление фантазии, воображения в создании собственных образов в художественно-практической деятельности;
3.        методологических - логическое мышление, умение обозначить цель, способ и организацию ее достижения; способность к самоанализу и самооценки;
4.        коммуникативных - понимание языка искусства как формы межличностного общения; понимание чувств других людей, разнообразия творческого проявления, видения и понимания действительности;
5.                мировоззренческих - восприятие целостной картины мира, самореализация, определение своего места и осознание неповторимости и уникальности других.
     Урок – часть всей системы обучения изобразительному искусству, и поэтому при разработке каждого урока учителю необходимо осознавать его как элемент этой системы, как еще один последующий шаг к достижению главной цели – эстетическое развитие личности. Чтобы сделать процесс обучения более целенаправленным и последовательным, проектирование урока должно начинаться с определения того, какую роль играет конкретно взятый урок в структуре изучения темы, раздела, курса.
Постановка цели урока – начальный этап проектирования урока. От умения учителя формулировать цель зависит как урок, так и весь процесс обучения иностранному языку в целом. Часто педагоги ставят на один урок слишком много целей, достижение которых потребует нескольких уроков, или формулируют на один урок слишком обширные цели, которые также не могут быть достигнуты в отведенное время. Не меньшую трудность вызывает необходимость сформулировать цель урока таким образом, чтобы она была бы диагностируема, легко проверяема в конце урока. Из-за этого, очень часто получается так, что, желая «объять необъятное» в рамках одного урока, учитель теряет смысл самого урока, не видит, от чего и к чему ученики должны прийти на этом конкретном уроке.
     Согласно требованиям ГОС и ориентации на российские стандарты, существуют различные типы уроков, которые могут быть реализованы в различных видах:
Тип урока по ГОС
Виды уроков
Урок открытия нового знания
Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
Урок рефлексии
Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.
Урок общеметодологической направленности
Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
Урок развивающего контроля
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
 Основным инструментом для реализации поставленной для урока цели и решения задач , как для опытного учителя, так и для начинающего, является план-конспект. Напомним, что…
План-конспект – это текст написанный от руки или напечатанный, однако содержание которого отражает суть источника информации, только мысли излагаются четко, кратко и сжато. Правильно составленный конспект характеризует наличие смысловой связи в тексте и логики в нем. Если текст будет оформлен качественно, то им сможет воспользоваться и другой человек. Хорошо составленный план-конспект всегда будет понятным в независимости от срока давности.
         Существует несколько видов конспектов, а именно:
·        план-конспект
·        схематический план
·        текстуальный конспект
·        тематический конспект
·        технологическая карта
В связи с эффективностью педагоги чаще всего используют план-конспект. Для этого заранее продумывается структурный план, где есть основные заголовки и подзаголовки. В процессе написания плана-конспекта подробно описывается каждый пункт, заголовок. Успех урока зависит от того, насколько подробно и последовательно будет план-конспект. Как опытный, так и начинающий учитель, вне зависимости от предмета, который он преподает, довольно часто ломает голову, как правильно распределить время своего занятия. Планировать урок необходимо заранее – это поможет избежать торопливых и невнятных пояснений, а также крайне нежелательных пауз. Многие опытные педагоги утверждают, что правильно составленный план занятия на порядок полезнее и эффективнее, нежели ориентация только на имеющийся опыт.
Вне зависимости от выбранной вами формы план-конспект состоит из нескольких этапов: вступление, основная часть и заключение. В свою очередь каждая часть делится на свои составные. Таким образом, в конспект входит: тип урока, тема, подтема, цели, задачи - (вступление), ход урока - (основная часть) подведение итогов, рефлексия - (заключение).
          Давайте посмотрим и проанализируем один из таких планов-конспектов урока. Синим цветом выделены рекомендации и полезные советы, которые возникли в результате реализации данного урока.

МОУ лицей №2 «Престиж»
Учитель: Арюкова Ольга Владимировна

5 А класс        24.11.17                                                                               
Урок № 11/2  в тематическом модуле «Связь времен в народном искусстве»
Тема: «Традиции в росписи глиняной игрушки, композиция и ритм цветовых пятен и элементов»
Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков учащихся. (согласно ГОС - Урок развивающего контроля)
Цель: овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению).
 Задачи:
- развивать художественно-творческие способности учащихся, образное и ассоциативное мышление, фантазии, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое восприятие действительности;
- совершенствовать навыки владения изобразительной грамотой;
- воспитывать бережное отношение к народным традициям в искусстве.

Формируемые УУД:
Регулятивные: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Общеучебные:  поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение работать в команде.
Формы и методы обучения:  фронтальный опрос (игра-викторина), практическая работа.
Материалы и оборудование: 
  • Для педагога: учительский компьютер или ноутбук с установленной операционной системой Windows и пакетом MS Office, проектор, презентация для сопровождения урока, наглядные пособия.
  • Для учащихся: лист (А4) или альбом, простой карандаш, ластик, краски (акварель, гуашь), емкость для воды, салфетки, ножницы, клей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
·        Приветствие ( слайд 1)
·        Фиксация отсутствующих учащихся
·        Проверка готовности учащихся к уроку
·        Проверка готовности кабинета к уроку
II. Мотивация учебной деятельности
- Какой вид изобразительного искусства мы изучаем в этом году?     (ДПИ)
- Какой элемент декоративно-прикладного искусства мы рассматривали на предыдущем уроке?       (народные промыслы, народная игрушка)
- Как различаются игрушки, созданные в разных народных промыслах?    (по орнаменту)
- Вам хотелось бы самостоятельно создать такую игрушку?     (Да, конечно)
III. Актуализация опорных знаний
     Замечательно! Прежде, чем перейдем к практической работе, поиграем в викторину.
Решить вопрос с комплектацией команд (равное количество человек в каждой команде).  Ориентируемся на стандартную рассадку учащихся в 3 ряда. При необходимости,  пересадить детей и (или) выбрать помощника.
На доске, рядом с экраном начертить таблицу для внесения результатов. Правильный ответ фиксировать в виде цветочка, солнышка или др.
     Каждый из вас будет иметь возможность ответить на один вопрос и только один раз. Выигрывает та команда, в которой будет наибольшее количество правильных ответов. На обдумывание ответа отводится не более 3 сек. Подсказки и выкрики фиксируются штрафными баллами (рисуем тучки).
Внимательно посмотрите на представленные изображения и постарайтесь их хорошо запомнить. (Слайды 3-7, каждый задерживается на 10 сек.). Отвечаем по одному человеку из каждой команды, по очереди. Начинаем с последней парты. Каждый правильный ответ переместиться под картинку, если этого не произошло - вы запомнили неправильно. Начали! (слайды 8-22). Изначально слайдов с вопросами было больше, но, как показала практика, для соблюдения временного объема урока, достаточно 5-ти вопросов для каждой команды.
Подводим итоги. Всех хвалим.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А теперь, чтобы снять напряженность немного подвигаемся. И у нас следующий конкурс: как только музыка остановится, все должны тихо и аккуратно сесть на свои места. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее.
Молодцы!
ІV. АРТ-ПРАКТИКА
Демонстрируем две куклы.
Пришли к нам в гости две подружки Машенька и Настенька.
-         Здравствуйте, дети!
-         Мы слышали, что в вашем лицее скоро будут праздновать Новый год.
-         А еще надо будет водить хоровод! Мы тоже хотим поучаствовать, как вы думаете, у нас получится? (Ответы учащихся – нет, хоровод массовый танец)
-         Что же нам делать? (Ответы учащихся – найти еще подружек)
Правильно, ребята. Давайте создадим подружек для наших гостей.
Инструктаж к пратической работе:
     Нам понадобятся краски, карандаш, ножницы и клей. Давайте вспомним правила безопасной работы с этими материалами и инструментами: (ответы учащихся):
-         Ножницы должны быть всегда закрыты. Передавать ножницы можно только ручками вперед.
-         Кисточки мыть надо аккуратно, чтобы вода не разливалась. Сушить кисточку надо с помощью салфетки.
-         Клей после использования необходимо обязательно закрыть.
-         В акварельные краски нельзя наливать много воды, иначе бумага размокнет.
-         Смешивать цвета необходимо только на палитре.
     У нас, конечно, нет глиняных игрушек, но я приготовила для вас трафареты. На столах у вас есть образцы элементов Дымковской росписи. Вы можете использовать их при создании нарядов для барышень. Порядок работы такой:
1.     Обведите трафарет.
2.     Вырежьте его.
3.     Создайте свой наряд для барышни. Обратите внимание! Слева остается полоска для склеивания.
4.     Склейте куклу, нанесите орнамент и поставьте ее в общий хоровод.
Данный урок проводился как «открытый» в рамках аттестации. К сожалению, должна отметить, что дети плохо владеют навыками работы с ножницами, потому мы не успели выполнить до конца задание. Для исправления собственных ошибок, я, для учащихся 5б и 5в классов, вырезала трафареты самостоятельно. В 2018-2019 учебном году, памятуя о том, что родители могут и желают участвовать в учебном процессе,  привлекла их для выполнения данного задания. Результат был намного лучше.
https://pp.userapi.com/c848616/v848616557/e2a8d/emdSRQbSYc0.jpg





VI. Домашнее задание.
Найти и изучить видео-урок по темам «Городецкая роспись», «Хохломская роспись»
VII. Рефлексия
ü Что нового для себя вы сегодня узнали?
ü Вам было легко или были трудности?
ü Какое задание было самым интересным и почему?
ü Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Источники:
1.     Горяева Н.А.                                                                            
Г71 Изобразительное искусство: декоративно-прикладное  искусство в жизни человека : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 6 изд. – М.: Просвещение, 2007г. – 176 с. : ил. –ISBN 978-5-09-017886-0/
2.     http://www.uchportal.ru/ - «Народные промыслы», презентация к уроку. Авдеева Светлана Николаевна, учитель изобразительного искусства, МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Возможность» г. Дубны Московской области».
Рефлексивный анализ урока.
Урок построен с учетом требований ГОС ДНР.
Воспитательная задача реализуется на этапе мотивации учебной деятельности. Работа с викториной позволяет формировать регулятивные, общеучебные, логические, коммуникативные УУД. Соревновательный момент в работе привлекает внимание и создает условия для сосредоточенности при выполнении задания, что способствует актуализации опорных знаний. На этом же этапе развивается зрительная память и умение удерживать полученную визуальную информацию.
   Практическая работа полностью направлена на решение когнитивных задач и достижения основной цели урока: овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению).
Индивидуальная работа с учащимися заключается в оказании практической помощи при создании художественного образа куклы тем, у кого появляются трудности при выполнении отдельных элементов (предыдущие занятия показали, что многие учащиеся имеют плохо развитую мелкую моторику рук).
Согласно учебной программе, практические домашние задания по предмету не предусмотрены. Допускается лишь стимулирование самостоятельной поисковой деятельности. При выполнении предложенного домашнего задания учащиеся будут подготовлены к изучению следующего вида росписи, используемого в народных промыслах.


Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас к обсуждению данного материала. Вопросы, предложения, замечания принимаются по адресам:
Электронная почта: olech4ka0102@mail.ru
Страница ВКонтакте: https://vk.com/id395638348
Презетацию, наглядные пособия также можно получить в личное пользование по данным адресам.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

                                               
Формирование универсальных учебных действий 
на уроках изобразительного искусства

                   Высокие темпы обновления научных знаний и технологий являются отличительной чертой современности. В связи с этим необходимо научить школьника самостоятельно обновлять свои знания и навыки, т.е. формировать умение учиться. Это означает умение учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми.
     Любое учебное умение школьника характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий, которые являются предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий; отражают способность школьника работать с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?) возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий. Итак, умение учиться - это умение использовать «набор» универсальных учебных действий. Определяет такие виды УУД, как познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.
                   Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование УУД через разные виды художественной деятельности:
1.Рисование с натуры
Регулятивные:
- определять последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;
- учиться работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки;
- учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные:
- отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
– составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
– анализировать объекты с целью выделения признаков;


- находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка. 

2.Рисование на темы
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- определять последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию),
-  описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;
- учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно;
- добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по картине, иллюстрации, схеме;
– выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
– составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

3.Декоративно – прикладная деятельность.
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;
- определять последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение, описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;
- учиться работать по предложенному учителем плану, схеме, инструкции;


- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки;
- учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно;
- добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- учить ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;.
– анализировать объекты с целью выделения признаков;
– составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов;
– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка;
- слушать и понимать речь других.

4.Наблюдение за видимым миром
Регулятивные: 
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;
- учиться высказывать своё предположение, описывать на основе наблюдений за миром природы.

Познавательные:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и ученика в отдельности;
- анализировать объекты с целью выделения признаков.

Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им;
- учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
      

      При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе, используются  различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД: метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др.
        Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно - ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно - методическую,  научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде. Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности, задания нужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий (примеры проектов: "Женский образ в искусстве", "Образ моря в искусстве", "История одного предмета: печь, сундук, кукла, утюг и др.")
     Исследовательский метод направлен на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся: ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; формулировка целей и задач исследования; сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе); проведение исследования (теоретического или экспериментального) - выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента; объяснение полученных данных; формулировка выводов, оформление результатов работы. Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие учебные действия, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развитие наблюдательности, воображения, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать  свою или групповую точку зрения (примеры проектов: "Нужно ли современному человеку искусство?", "Образ героев - защитников в искусстве").
      Дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности, в которой учащиеся упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме. Содержание докладов может быть связано с изучаемым материалом или выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность. Во время дискуссии формируются следующие УУД: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.
           Игра как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства. Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
         Коллективно-творческие дела (КТД) на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий. Можно предложить ученикам парные задания (например, "Праздник цветения сакуры", "Олимпийские игры Древней Греции" и др.), где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Дети учатся слушать и слышать других, критически анализировать и оценивать свою и чужую точки зрения, аргументировать своё мнение, признавать свои ошибки или доказывать свою правоту, находить в предположениях "рациональные зёрна", используя их, строить решения.
    Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества учителя.
Учащиеся могут составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшие Web-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству художника, а также тесты - опросники по различным темам.
          Учебный предмет "Изобразительное искусство" вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через разные виды художественной деятельности, организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе. Интерактивные формы и методы обучения на уроках изобразительного искусства позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.


 __________________________________
    Искусство создания гобелена берет свое начало в творчестве древних народов различных стран и религий. Оно формировалось и развивалось в течение нескольких веков от простых тканых ковров до коллекционных произведений известных мастеров, которые создавали работы по специальным технологиям, ревностно охраняя и передавая их в поколениях от отца к сыну или от мастера к ученикам. Гобеленом принято называть вытканный вручную или при помощи специального оборудования ковер, который имеет нанесенный при помощи переплетения разноцветных нитей рисунок, где стежками создана живописная или орнаментальная композиция.
         Сегодня распространение получило такое направление в искусстве текстиля, как нетканый гобелен. С одной стороны, это упрощенный быстрый способ создания изделия, которое внешне кажется сотканным. С другой стороны, собственно нетканый гобелен имеет много достоинств. Процесс создания нетканого гобелена близок к живописи: художник выкладывает свой рисунок цветным волокном или шерстяной нитью различных оттенков. Техника изготовления нетканых гобеленов позволяет создавать оригинальные произведения декоративно-прикладного искусства необыкновенной динамичности и красоты. Нетканый гобелен, в отличие от традиционного, не связан с процессом ткачества, а лишь имитирует его, так как не имеет основного признака гобелена – тканого исполнения изображения. Техника нетканого гобелена менее трудоемкая, чем техника тканого, и доступна даже ученикам младших классов. Но подойти к выполнению, даже небольшого изделия, надо ответственно, ведь от этого во многом зависит конечный результат всей работы.
Различные техники нетканого гобелена

Плоскостная техника. По контурному рисунку цветка наклеивают черную шерстяную нить, а затем заполняют «окошки» цветными нитями в соответствии с эскизом . 

Фактурно-рельефная техника. Вывязывают крючком цепочки из воздушных петель, проглаживают утюгом, приклеивают по рисунку. Затем нарезают пряжу соответствующих цветов мелкими отрезками, покрывают клеем ПВА фон композиции и плотно закрывают фон нарезанной пряжей .

Объемная техника. Эта техника более трудоемкая и требует определенного навыка работы с пряжей. Вначале приклеивают в нужном направлении цветные нити на фон (применение плоскостной техники). Затем на линейку наматывают пряжу, снимают, перехватывают по середине пучка такой же ниткой и завязывают. Пучок может быть как ворсовым, так и махровым. Такой пучок должен иметь два длинных «хвостика», которые будут убираться с помощью крючка на изнаночную сторону работы .Пучков должно быть много для большей плотности работы.
В соответствии с задуманной композицией цветными пучками заполняются «пустоты» самого цветка. Расстояние между пучками 1-1,5 см. С изнаночной стороны «хвостики» связывают между собой. Когда работа выполнена, с помощью парикмахерских или очень острых ножниц выравнивают поверхность гобелена . Готовые нетканые мини-гобелены помещают в деревянные рамы. Изделия служат для украшения интерьера помещения.


      Участников мастер-класса  с интересными фактами и техникой выполнения нетканого гобелена познакомила завотделением  декоративно-прикладного искусства художественной школы города Макеевки Ивлиева Татьяна Евгеньевна. Творческая и непринужденная атмосфера помогла учителям изобразительного искусства создать свои уникальные гобелены, которые они в дальнейшем смогут использовать  на своих уроках.







__________________________________

       11 октября 2017 года на базе Макеевской художественной школы прошел мастер-класс для учителей изобразительного искусства «Техники акварельной живописи», который организовала методист методического центра управления образования города Макеевки Жамалетдинова Н.Б. Преподаватель школы Соколова Карина Юрьевна познакомила участников с основными техниками выполнения акварельной живописи:

Лессировка -  способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. 
- Техника с использованием соли
Соль (как крупная, так и мелкая), рассыпанная по сырой акварели неравномерно разъедает краску и создает на пятне особую фактуру. Этот прием эффективен по первому слою краски. Когда работа высохнет соль можно удалить сухой тряпкой или даже рукой.
А-ля прима  (итал. Allaprima; произн. – «аля прима») – то же, что и живопись по сырому.
Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски.
Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.



Результатом мастер-класса стали рисунки учителей для дальнейшего использования в работе, которые были исполнены под руководством Карины Юрьевны.

__________________________________


18 сентября 2017 года прошел открытый урок учителя І категории лицея №2 «Престиж» Арюковой Ольги Владимировны «Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры» (8 класс). Учитель ставила перед собой цель - расширение кругозора обучающихся о дизайне и архитектуре, способах создания композиций в искусстве (формирование познавательных (общеучебных) УУД). Обозначенные цели были реализованы за счет применения технологии проблемного диалога, метода дискуссии и проблемных вопросов. Использовались технические средства обучения: проектор, экран, ноутбук. Контроль усвоения материала проводился на основе выполнения краткосрочной практической работы, учащиеся без затруднений составили различные виды плоскостных композиций.





__________________________________

Вас приветствует виртуальная Арт-студия педагогов образовательной отрасли "Искусство"!

 30 марта 2017 года на базе Макеевской художественной школы состоялся мастер-класс для учителей изобразительного искусства по теме «Пейзаж в декоративной композици», модератором которого стала методист методического центра управления образования администрации города Макеевки Жамалетдинова Н.Б. Преподаватель школы Соколова Карина Николаевна познакомила участников с некоторыми  видами декоративно-прикладного искусства и  техникой их выполнения:
- стилизация;
-  аппликация;
- мозаика;
- роспись «Гжель».


                   Учителя школ города имели возможность применить на практике навыки и умения при выполнении творческих работ, получив компетентную консультацию специалиста. Познавательно и интересно, с творческим вдохновением прошел мастер-класс; полученные знания и выполненные работы учителя смогут использовать  на своих уроках. 




__________________________________

Этот нестареющий вальс...
14.02.2017 г. в Макеевской ОШ I-III ступеней № 103 прошла литературно-музыкальная гостиная «Этот нестареющий вальс». На праздник были приглашены учителя музыкального искусства из других школ г. Макеевки, методист методического центра управления образования Сербул Л.А..
Выбор тематики не случаен, ведь именно вальс стал символом юности, радости и грации. В качестве бытового танца вальс получил широкое распространение в первые десятилетия 19 века во всех странах и городах Европы. Уверенно шагая сквозь нападки противников, он постепенно становился самостоятельным видом художественного творчества и проникал в симфоническую и вокальную музыку, а наивысшего своего расцвета достиг в произведениях Иоганна Штрауса, Ф.Шопена, П.Чайковского. Так из простого танца вальс превратился в «короля балов».
В атмосферу музыки зрители окунулись с первых минут праздника, когда на сцену вышла пара - Мазур Анастасия и Курасов Игорь. Это выступление сразу погрузило всех слушателей в атмосферу романтики и изысканных мелодий. Всего на протяжении мероприятия были исполнены самые разнообразные инструментальные, вокальные, танцевальные номера.
С особой теплотой и трогательностью прозвучали вокальные номера: песня «Вальс» Я.Дубравина в исполнении вокального кружка «Веснушки», романс Настеньки из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово», его исполнила ученица 6-Б класса Рюмина Анна, инсценирование песни «Вальс фронтовой медсестры».
Одним из самых запоминающихся номеров стало выступление учащихся 7-Б класса «Две дамы». Сценка, полная артистизма и юмора не могла оставить зрителей равнодушными. 
Хотелось бы отметить выступление учащихся 3-А класса Сорочинского Анатолия и Габиды Полины, которые поразили зрителей своим изящным исполнением вальса. 
Праздник закончился большим успехом! Да и как могло быть иначе. 
Сменяли друг друга вальсы: изящные и грациозные, лирические и глубокие. Время промчалось незаметно. Мероприятие прошло на одном дыхании, в ритме нестареющего вальса.
Огромное спасибо учителю музыкального искусства МОШ №103 Корсун Ларисе Николаевне, которая показала многожанровость и многоплановость образа «вальса» через интеграцию различных видов искусств.




__________________________________
Итоги городского конкурса методических разработок учителей «Мой лучший урок»

Согласно плану работы методического центра управления образования администрации города Макеевки, в целях стимулирования развития профессиональной компетентности педагогов города, выявления авторских методов обучения и воспитания с 01.12.2016 - 10.02.2017 проведен городской конкурс методических разработок учителей художественно-эстетического цикла в области преподавания предметов образовательной отрасли «Искусство» «Мой лучший урок». 
На Конкурс представлено 15 работ из 12 общеобразовательных организаций города (МОШ № 8, 11, 12, 34, 37, 47, 57, 90, 103, лицей №1 «Лидер», лицей№2 «Престиж», гимназия). Жюри Конкурса проанализировало поданные творческие работы на соответствие требованиям Положения к оформлению и содержанию конкурсных материалов, осуществило их оценку. Материалы Конкурса содержат описание этапов урока и применяемые педагогом методики, анализ организации творческой деятельности обучающихся на уроке. Представленные материалы демонстрируют достаточный уровень владения педагогами современными методиками и приёмами проведения урока. Лучшие работы (73%) выполнены качественно, творчески, оригинально.

Номинация «Музыкальное искусство»
Диплом
І степени
Чигрина Виктория Валериевна
МОШ № 34
Диплом
ІІ степени
Лебеденко Анжелика Алексеевна
МОШ № 37
Грабовая Татьяна Александровна
МОШ № 90
Диплом
ІІІ степени
Поцелуйко Елена Эдуардовна
лицей № 1 «Лидер»

Номинация «Изобразительное  искусство»
Диплом
І степени
Арюкова Ольга Владимировна
лицей № 2 «Престиж»
Диплом
ІІ степени
Карпенко Инна Анатольевна
МОШ № 11
Диплом
ІІІ степени
Бобылева Виктория Викторовна
МОШ № 57

Номинация «Художественная культура»
Диплом
І степени
Ивахинкова Татьяна Валентиновна
гимназия
Диплом
ІІ степени
Герасименко Елена Николаевна
лицей № 2 «Престиж»


__________________________________
17 января 2017 года на базе методического центра прошло МО учителей изобразительного искусства по  теме «Использование новых технологий и инновационных форм в работе учителя изобразительного искусства».

Комментариев нет:

Отправить комментарий